История становления города (начало)

Населенные пункты Ликино и Дулёво, из которых в 1937 году был образован город Ликино-Дулёво, возникли вокруг промышленных предприятий.

В 1837 году на пустоши Дулёво близ деревни Ликино Покровского уезда Владимирской губернии разбогатевший крестьянин Т.Я. Кузнецов построил фарфоровый завод. Дешевая рабочая сила, обилие дров и торфа, близость торгового центра России - Москвы создали благоприятные условия для развития предприятия. Неподалёку находилась Гжель - старейший центр русского керамического производства. Из Гжели владелец завода привлекал искусных точильщиков посуды, живописцев. Из близлежащих деревень Язвище, Стенино, Дуброво, Глебово и других рекрутировались рабочие иных, менее квалифицированных профессий.

Жили рабочие в казармах, часть - в собственных домах, одиночки - в спальнях-бараках с нарами в два этажа. Долгое время в Дулёве не имелось школы, и лишь немногие дети учились в Спас-Преображенском монастыре, в 15 км. от завода. В 1887 году в поселке открылось двухклассное училище.

Дулёвский завод быстро расширялся, и накануне крестьянской реформы на нем изготавливалось фарфоровых и фаянсрвых изделий на 90 тыс. руб. при 860 рабочих.

В первые годы исходное сырье, равно как и готовый товар, привозилось и отправлялось гужевым транспортом через Москву. После проведения Нижегородской железной дороги, и особенно соединительной ветки между станциями Орехово и Куровская, прошедшей через Дулёво, завод оказался на железнодорожной магистрали, что дало ему большие преимущества перед другими фарфоровыми предприятиями России. Железная дорога связала Ликино и Дулёво с Москвой, Нижнем Новгородом, Казанью. В 1893 году было учереждено Товарищество М.С. Кузнецова (потомок основателя фабрики).

Владея фарфоровыми и фаянсовыми заводами в России, Прибалтике, на Украине, Кузнецов стал фарфоровым монополистом. Ассортимент продукции в 1900 году, вырабатываемой Дулёвским заводом, самым крупным из всех входивших в "фарфоровую империю Кузнецовых" , был велик и достигал 900 наименований: фарфоровая посуда, вазы, фигуры, церковные свечи. Изделия отличались высоким качеством, были отмечены золотыми медалями Всемирных выставок в Париже (1889 и 1900), Гран-при - в Реймсе (1903), Льеже (1905). За участие в Московской промышленной выставке (1882) и Политехнической выставке в Нижнем Новгороде заводчик получил право изображать на своих изделиях герб России.

Художественное качество массовой продукции было невысоким. Кузнецов широко применял механические способы украшения - декалькоманию (переводные рисунки), печать, трафарет, а выборе сюжетов ориентировался на мещанские вкусы. Характерными для кузнецовских изделий XX в. являются украшения в виде слащавых маркизов XVIII в., манерных китайцев, копий с модных картин, искаженных произвольных изменением формата, комбинаций орнаментов разных стилей.

Однако жила в продукции завода и народная струя гжельского искусства. Она преобладала в красочном агашечном (народных рисунках, названных по имени безвестной живописки Агафьи) "трактирном"  и "азиатском" фарфоре. Фарфор с народными рисунками хорошо шел на внутреннем рынке, что свидетельствовало о его жизненности и силе. Многие виды посуды совершенно вытеснили с рынков Ирана, Афганистана, Монголии и других азиатских стран фарфор из Германии, Франции, Англии.

<История кратко> <История возникновения города> <1> <2> <3>  



Автор сайта: Ёлкин Ярослав 2002 г.